Среда, 28.06.2017, 11:52
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Блоги учителей

Рекомендации родителям

«Как развить у ребёнка слуховое внимание и фонематическое восприятие?»

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произношение. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.  Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

 

 Как развить фонематическое восприятие ребёнка? В какие игры можно поиграть дома?

 

 На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Игры могут быть такие:

 

 * Спрячьте в комнате какую-нибудь игрушку и предложите ребёнку найти её, ориентируясь на силу ударов в барабан или в бубен. Если ребёнок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьёт громко, если удаляется – тихо.

 

 * Расставьте на столе несколько игрушек или предметов. Манипулируя с предметами (стучать карандашом о стакан, греметь погремушкой), предложите ребёнку внимательно слушать и запоминать, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикройте предметы, а малыш отгадает, что звенит или гремит.

 

 На II этапе дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки.

 

 Учите различать, где гудит пароход «У-у» – далеко (тихо) или близко (громко), кто плачет – мальчик «А-а»

 

 (низким голосом) или девочка (высоким голосом).

 

 На III этапе дети должны различать слова, близкие по звуковому составу. Поиграйте в такую игру. Покажите ребёнку картинку и чётко назовите изображение.

 На ІV этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Предлагаем следующие игры.

 

 * Дайте ребёнку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясните: «Поезд гудит у-у-у, девочка плачет а-а-а, птичка поёт и-и-и. Далее произносите каждый звук длительно, а малыш показывает соответствующую картинку.

 

 * Игры на различение близких по артикуляции звуков. Объясните ребёнку: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Далее произносите: «Вагон – вакон – фагон – вагон – вагом». Покажите лист бумаги и называйте: «Бумага – пумага – тумага – пумака». Услышав неверно сказанное слово, ребёнок хлопает в ладоши.

 

 На следующем этапе детей учат различать слоги. Произнесите несколько слогов, например, на-на-на-па. Ребёнок определяет, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды можно усложнить: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па, ба-па-па-ба-та-па.

 

 - Звук С – песенка водички. Ребёнок имитирует движением руки умывание, не касаясь рукой лица.

 

 - Звук З – песенка комара. Руку на локоть, движение кистью, «отгоняем комара».

 

 - Звук Ш – движение рукой –«ползёт уж».

 

 - Звук Ж – обе руки на локоть, движения пальцев, имитирующие, как жук шевелит лапками.

 

 Дети уже знают, что звуки А, О, У, И – гласные звуки, так как они тянутся и поются, мы их обозначаем квадратом красного цвета. А звуки Т, М, П, Н – согласные, их обозначаем квадратом синего цвета.

 

 Задачей заключительного этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Предлагаем следующие игры и упражнения:

 

 * Определение гласных звуков по их беззвучной артикуляции.

 

 * По беззвучной артикуляции определить последний звук : АУ, ИО, АО.

 

 * «Определи место звука в слове». В начале или в конце слова стоит звук Т – тапки, тарелка, торт? А звук М – ком, дом, гном?

 

 * «Если я произнесу сначала звук А, а потом звук У, что получится?».

 

 * Игра «Помоги Зайке». Положите перед ребёнком картинки со словами сахар, сметана, санки, заяц, зонт, змея, сушка. Предложите в сумку положить слова со звуком С, а в корзинку слова со звуком З.

 

 * Показывайте картинки и называйте их, пропуская последний звук, например, «Тан.., пау.., вени…). Ребёнок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который был пропущен.

 

 * Вы произносите слог, например, МА, а малыш выкладывает из квадратов синего и красного цвета его схему.

 

 Сформированность полноценных представлений о звуковом составе слова, чёткое различение звуков и правильное их произношение помогут предупредить и преодолеть нарушения чтения и письма.

Поиск
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930